Фрагмент для ознакомления
2
Теория отраслевых рынков, известная в западной литературе как «Theory of Industrial Organization» – относительно молодая отрасль экономического знания, чтобы оставаться активно развивающимся направлением экономической науки. И в то же самое время она является достаточно зрелой, чтобы определиться с объектом и предметом научного анализа.
В экономической литературе сложно найти точное определение предмета экономики отраслевых рынков, причем многие авторы признают его неточным и расплывчатым. Так Ф.М. Шерер и Д.Росс считают, что основным объектом теории отраслевой организации является исследование механизма, приводящего производственную деятельность в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги. Таким организующим механизмом может быть свободный рынок, а изменения и несовершенства в этом организующем механизме могут влиять на прогресс и удовлетворение экономических потребностей. Многие экономисты рассматривают организацию промышленности как науку, основанную на разработке и развитии теории фирмы, которое прослеживается от Адама Смита и его книги «Богатство народов» .
Более поздние авторы, в частности Джевонс, разработали отсутствовавший прежде анализ спроса в форме, известной сегодня теории полезности. Важной является работа Альфреда Маршалла, в которой Маршалл встроил идею Джевонса о том, что цены зависят от предельной полезности, и построил единую картину цены, зависящую в равной степени от спроса и предложения. Идея о том, что в общем конкуренция обеспечивает равенство цены и затрат на единицу продукции, была сохранена. Он считал возможным уход фирмы в положение монополии, но последняя рассматривалась для частного сектора как временное явление.
Продвижение в теории было сделано в связи с разработкой теории монополистической конкуренции Э.Чемберлином. Эта теория привнесла в экономическую теорию:
1) концепцию дифференциации продукции;
2) указала на решающую роль входа на рынок новых фирм;
3) связала совершенную конкуренцию и монополию;
4) выявила новые возможности теоретического анализа олигополии.
Теория отраслевых рынков имеет точки пересечения с другими экономическими дисциплинами. Например, микроэкономика является необходимой для изучения данного курса. В то же время теория рынков включает такие темы, которые не рассматриваются вообще или рассматриваются недостаточно глубоко в микроэкономике (например, поведение доминирующей фирмы, способы динамического преобразования, вопросы вертикальной интеграции).
Существует связь теории рыночных структур с маркетингом: первая дает теоретическую базу для проведения маркетинговых исследований, отвечая на вопросы: где, когда и как целесообразно применять те или другие методы стимулирования сбыта, каким образом эффективно реагировать на действия конкурента.
Теория рыночных структур имеет точки соприкосновения и с теорией фирмы, представляя углубленное понимание места и роли фирмы в экономике и в экономической теории, а также исследуя ее поведение во внешней среде.
Существует взаимосвязь теории организации отраслевых рынков и с теорией менеджмента: концепции рыночных структур предоставляют теоретические основы управления фирмой, углубляя понимание закономерностей, как рыночного поведения фирм, так и внутренней организации
С момента своего возникновения теорией отраслевых рынков (далее – ТОР) достигнуты значимые научные результаты. Однако к настоящему времени ее предмет остается неопределенным или, по меньшей мере, размытым, охватывающим сферу от вопросов специфики функционирования отраслевых рынков до аспектов государственной антимонопольной и конкурентной политики. Между тем определение предмета научной дисциплины – вопрос первостепенной важности. Во-первых, это позволяет очертить границы предметной области и выделить подмножество проблем, требующих исследования. Во-вторых, определение предмета дает возможность отделить ее от смежных и сопряженных с ней научных дисциплин. В-третьих, это позволяет подобрать адекватные задачам методы анализа. Наконец, четкое определение предмета облегчает понимание содержательной стороны исследуемого явления.
Несмотря на то что, как отмечает большинство авторов, ТОР является одной из наиболее активно развивающихся областей экономической науки и завоевывает все более прочные позиции в отечественном и зарубежном экономико-управленческом образовании, вопрос с предметной областью этой науки остается открытым. Если в чем-то общность среди исследователей и прослеживается, так это (только) в отношении объекта анализа. Это сфера несовершенной конкуренции, предпосылкой для которой выступает модель монополистической конкуренции. Таким образом, область научных интересов ТОР фокусировалась на исследовании поведения ее участников, возможных исходов их взаимодействия и его влияния на общественное благосостояние, а также правительственное вмешательство.
Специфика состояла в том, что в центре внимания находились отклонения от идеализированных условий совершенной конкуренции. Однако исследователи ставят перед собой разные задачи. Одни считают, что основным объектом теории отраслевой организации экономики является механизм, приводящий структуру производства в соответствие со структурой рыночного спроса на товары и услуги, а также причины, вызывающие нарушение работы этого механизма, и возможности по их исправлению, то есть фактически сводят объект к анализу особенностей работы механизма установления рыночного равновесия. Другие видят главную задачу в «исследовании секторов экономики в широком смысле», включая анализ конкурентной и антимонопольной политики.
Под факторами понимаются не только детерминанты рыночной структуры, но и сама фирма, оказывающая активное воздействие на трансформацию отраслевой структуры. Это явное влияние Новой эмпирической теории отраслевых рынков, в которой внимание смещено со структуры рынка на изучение взаимодействия обладающих рыночной властью фирм. Наконец Р. Коуз связывает предмет ТОР с вопросами организационного устройства отраслевого рынка и изменениями в этом устройстве. Как можно заметить, предмет ТОР может определяться уже или шире, в том числе охватывая всю палитру рыночных отношений и взаимодействий. Однако во всех случаях в центре анализа оказывается фирма, а основные вопросы сводятся к выявлению источников рыночной власти, ее завоеванию и последствиям ее реализации. Поэтому будет вполне обоснованным считать предметом ТОР изучение отраслевых барьеров. Однако даже такая трактовка ТОР не скрывает близкого родства с микроэкономической теорией. Более того, всякое стремление уйти от этого путем расширения сферы анализа еще больше усугубит проблему, поскольку в данном случае актуализируется вопрос о принципах принятия решений, в том смысле, что ТОР «вооружает и бизнес, и государство знаниями и опытом принятия эффективных решений». А это уже чистая микроэкономика, имеющая своим предметом процесс принятия оптимальных экономических решений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / С.Б.Авдашева, Н.М.Розанова. – М: Магистр, 2016. – 159 с.
2. Вуорс А. Д. Экономика отраслевых рынков / А. Д.Вуорс, Н. М. Розанова. – М.: Экономич. Фак-т МГУ, ТЕИС, 2016. – 253 с.
3. Джуха В. М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / В. М.Джуха, А. В.Курицын, И. С. Штапова. – М.: Феникс, 2010. – 253 с.
4. Лебедев О. Т. Экономика отраслевых рынков: Учебное пособие / О. Т. Лебедев. – СПб, 2008. – 201 с.
5. Пахомова Н. В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник. Серия: Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова / Н. В.Пахомова, К. К. Рихтер. – М.: Экономика, 2018. – 248 с.
6. Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков / Н. М. Розанова. – М.: Юрайт, 2010. – 174 с.
7. Рой Л. В. Анализ отраслевых рынков: Учебник. Серия: Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова / Л. В.Рой, В. П. Третьяк. – М.:ИНФРА– М, 2015. – 162 с.